Я пыталась написать эту статью несколько дней подряд. Не шло. Никак не шло. Я из тех эмпатов, которые чувствуют боль, когда им говоришь, что тебе было больно, и почти задыхаются, когда говоришь, что нечем дышать. Я сочувствовала и восхищалась каждой женщиной, поделившейся со мной маленьким кусочком своей истории. Мне становилось страшно и больно, пока я не поняла удивительное: все эти женщины не жертвы, а победительницы, отвоевавшие у рака своё право на жизнь! И каждая достойна того, чтобы получить в награду не только хорошую жизнь, но и качество жизни, в том числе и хороший секс.
Услышав во врачебном кабинете страшный диагноз «рак груди», некоторые женщины решают больше никогда туда не возвращаться. Они готовы забыть, сделать вид, что ничего не происходит, и больше никогда не ходить по больницам, лишь бы грудь не отняли. Таким женщинам кажется, что лучше вообще не жить, потому что без груди жизни быть не может. Что уж говорить об отношениях, об удовольствии и о сексе…
Действительно ли мастэктомия лишает женщину женственности, сексуальности, полового партнёра и личного счастья? С чем на самом деле сталкиваются пережившие рак? И как вернуть себе качественный секс, если твоё тело навсегда изменилось? Мы поговорили с теми, в чью биографию навсегда вошёл рак молочной железы, и выяснили, что сексу после рака быть. И более того, он помогает восстановиться гораздо быстрее.
Мастэктомия (от др.-греч. mastòs «грудь» и ek tome «удаляю») — хирургическая операция по удалению молочной железы. Сущность операции: удаление молочной железы, жировой клетчатки, в которой содержатся лимфатические узлы (вероятные места метастазирования) и, в зависимости от варианта мастэктомии, удаление малой и/или большой грудной мышц.
Всего несколько часов на операционном столе, и вот жизнь женщины навсегда становится другой. И дело не только в послеоперационных ранах и швах и не в риске рецидива. Дело в психологическом стрессе, который возникает, когда женщина просыпается и понимает, что её тело никогда не будет прежним. Тело, которое нравилось её любимому человеку.
Анна: «Я не помню, как у меня складывалась сексуальная жизнь после получения диагноза. От постановки диагноза до операции прошло два месяца. Мне кажется, что её не было вообще. А вот после операции помню хорошо. У меня были перевязки, и когда я увидела грудь, первая мысль о сексе: «Как теперь?» Потом оказалось, что самостоятельно мыться я не смогу. Потому что рука не работает и слабость. И меня мыл муж. На грудь он не смотрел вообще. Я понимала, что ему неприятно, мне казалось, что я урод. Но я была уверена в своём муже и знала, что он меня любит даже такой. Потом, когда стало чуть легче, месяца через полтора состоялся первый секс. Я была в послеоперационном белье. Не снимала его. Уже потом я купила пеньюары. А позже, когда после спорта тело начало становиться красивым, уже стала снимать все».
Анастасия: «Я вообще не парюсь. Грудь нулевого размера всю жизнь. Ну, отрежут и отрежут. Проблемы вообще не вижу. Ни я, ни мой муж. Хоть какой-то плюс от того, что всю жизнь без груди была. Вообще, конечно, я всю жизнь лифчики с поролоном носила, купальники все с воланами. Так что ж для меня изменится?! Ничего. Но для тех, у кого грудь второго или третьего размера, это, конечно, трагедия».
Нина: «Я после двойной мастэктомии занимаюсь сексом только со спины. Не могу побороть этот барьер. Но, благо попа у меня выдающаяся, муж особо не страдает. Говорит, чтобы я не парилась. Главное, что я жива и рядом!»
Примеры тысяч женщин доказывают, что жизнь после мастэктомии есть. И начинается она с принятия изменившегося тела. И самой женщиной, и её близкими. Чтобы понять, как прийти к этому важному моменту быстрее и легче, я общаюсь с онкопсихологом Маргаритой Лопухиной. Эта тонкая женщина и сама пережила все круги ракового ада: от постановки диагноза, полной мастэктомии и реконструкции груди до принятия себя и решения помогать в этом другим.
«Конечно, — говорит Маргарита, — универсальных стратегий нет и быть не может, каждый проживает изменения своего тела индивидуально. Это зависит и от прооперированной женщины, и от её партнера, и от их отношений. Но некоторые стратегии могут оказаться полезны:
Быть победителем. Как бы нам ни хотелось, мы не можем отменить изменения в нашем теле. Нам следует радикально принять этот факт. И вместе с ним принять новые условия жизни и установить новые, свои собственные правила в ней. Нам пришлось пожертвовать частью нашего тела во имя своей жизни, которая ценна для нас и наших близких. Это дало нам возможность оставаться с ними, не повергнуть их в пучину горя. Это был наш выбор — лечиться и выздоравливать, мы мужественно приняли этот бой. Теперь время восстанавливаться после битвы, в которой мы — победители. Но даже победительницам нужно время тишины и покоя, чтобы восстановиться.
Не отвергайте свои эмоции, связанные с потерей груди: вы имеете на них полное право. Позвольте себе их прочувствовать и прожить, оплакать то, что произошло с вашим телом. Горевание — важный этап возвращения к «мирной жизни», проживите его настолько полно и осознанно, насколько это сейчас возможно. Потом этот период останется в прошлом, появятся другие задачи. Но, пока проживание последствий мастэктомии стоит на первом месте, не пытайтесь «перепрыгнуть» этот этап или задвинуть его в угол — это не полезно и может впоследствии стать причиной развития депрессии. Выделите себе время, которое вы сможете посвятить своим мыслям и чувствам, наблюдайте за ними, как за облаками, проплывающими на небе, описывайте (можно вслух или на бумаге), что вы думаете и чувствуете. Если у вас есть возможность, обсудите их с психологом или в группе самопомощи, чтобы получить свидетельский отклик, или позвоните на горячую линию — это создаст необходимые опоры и поможет эффективнее восстанавливаться.
Мечтайте. Если вы планируете сделать реконструкцию груди, мысли об этом могут быть очень вдохновляющими. Даже если вам ещё долго ждать этой операции, вы можете уже сейчас смотреть фотографии «до» и «после», читать рассказы женщин, сделавших пластические операции, фантазировать, как будете выглядеть вы. Возможно, даже лучше, чем до мастэктомии: при желании вы сможете увеличить или уменьшить размер груди или подтянуть другую, изменившуюся после беременности или кормления. Словом, смоделировать свою грудь по своему вкусу. Кстати, при желании можно пригласить к обсуждению вашего партнёра: он может почувствовать себя чуть-чуть Пигмалионом. И это может быть необычный и интересный опыт в ваших отношениях. Ну и не стоит забывать, что к реконструкции, как и к почти любому вмешательству, существуют противопоказания: местные долго не заживающие воспалительные процессы, особенности лечения, ну и, конечно, если заболевание прогрессирует.
Чувствуйте телом. Используйте любую возможность телесной заботы о себе. Напишите список телесных практик, которые были бы для вас приятны. Любых. Это могут быть утренние потягивания или самомассаж, прогулки или ванна с пеной. Добавьте «специй» для осязания и обоняния: приятные запахи, ароматерапия (ароматерапевт может посоветовать масла, полезные для онкопациентов), свечи, приятная музыка — всё, что помогает наслаждаться чувственными ощущениями. Проживайте эти моменты особенно проникновенно, всеми органами чувств погружаясь в них. Перед сном постарайтесь вспомнить наиболее приятные из них, в деталях.
Не только мысли, но и действия. Постепенно, не форсируя, добавляйте в свою жизнь физическую активность. Что-то, что вам нравится: йога, плаванье, особенно ходьба. И конечно, для недавно прооперированных — специальная гимнастика, которую вы можете найти в сети.
Не форсируйте. Конечно, принять произошедшие изменения тела сложно, особенно когда на тебя смотрит любимый человек. Возможно, вам захочется избегать своего мужчину и того, чтобы он увидел вас обнажённой. Но это говорит не об его отношении, а о вашем страхе. И справляться с ним, пусть и с поддержкой любимого мужчины, вам придётся самой. Постепенно увеличивайте время, когда ваш мужчина сможет видеть вас обнаженной, но не форсируйте, не превращайте это в пытку для себя. Для партнёра это может быть непривычно, неожиданно, но не факт, что так же тяжело, как вам: его не отягощают те же страхи, что и вас. Постепенно ваш новый образ станет для него более привычным. Ну и поговорить откровенно тоже не повредит: возможно, больше половины ваших страхов останутся в прошлом. Вообще, нам бывает сложно представить, насколько мы для наших любимых людей можем быть ценны независимо от того, что происходит с нашим телом. Мы можем поправиться или похудеть, потерять грудь, состариться, в конце концов, но мы остаёмся вместе и любим друг друга. И никакие шрамы даже не идут в сравнение с тем ужасом, который люди испытывают от возможной потери любимого человека.
Конечно, необходимо понимать, что реконструкция — это не просто пластическая операция. Она технически намного сложнее, чем коррекция здоровой груди. Здесь врачи пытаются восстановить форму молочной железы. И достичь идеального результата в случае с мастэктомией очень сложно.
Операции по реконструкции — это не прихоть, а социальная реабилитация женщин в восстановительном периоде. И большинство таких операций можно выполнить в РФ по так называемой квоте. И зачастую корректируют и здоровую грудь тоже, чтобы железы были максимально похожи и выглядели как можно более эстетично.
Будто наждачкой, на разрыв
Во время и после лечения, через которое приходится пройти женщине, уровень эстрогена в её организме в большинстве случаев приходится держать на низком уровне. От этого вагинальная смазка, призванная делать секс приятным, вырабатывается плохо. И, надо сказать, ощущений во время секса это, конечно, добавляет, но отнюдь не тех, что хотелось бы.
Нина: «У меня после операции и лучей сильная сухость была. Без смазки заниматься сексом было вообще ужасно: будто наждачкой, на разрыв. Муж начал придумывать разные варианты, как сделать лучше. Ласки, массаж, смазка — обязательно. Ещё в больнице я начала общаться с психологом. Пришлось принимать своё новое тело. Так что стараниями мужа и психолога я пришла в норму».
Конечно, если вы столкнулись с тем, что секс скорее напоминает игры святой инквизиции, чем нечто приятное, эту проблему стоит решать вместе с гинекологом и, пожалуй, психологом. Врач может предложить препараты, чтобы восстановить микрофлору влагалища. В некоторых сложных случаях под контролем лечащего врача даже можно принимать низкие дозы местных женских половых гормонов. Но нужно помнить, что при гормонозависимых опухолях принимать гормоносодержащие препараты противопоказано.
Самой себе тоже можно немного помочь, воспользовавшись во время секса специальной смазкой — лубрикантом на водной основе, а ещё лучше с коллагеном (он поможет улучшить заживление, если появятся микротрещины). Также можно пройти курс поддерживающих препаратов, например, «Патентекс Овал», «Цикатридина», и повторять их периодически. Опять же, если вы принимаете медикаменты, снижающие эстроген, вам может быть полезно принимать коллаген. Это не только поможет лучше выглядеть, но и поможет избежать истончения соединительных тканей, поддержания их упругости, что также пойдёт на пользу здоровью вообще и сексуальной жизни в частности. Вообще, жизнь после лечения — отличная возможность расширить арсенал сексуальных техник, исследования и открытия для себя новых возможностей, полезных и приятных штучек, предлагаемых секс-индустрией. Можно вместе посетить секс-шоп, офлайн или онлайн, и собрать свою коллекцию. Они же, игрушки из магазина для взрослых, помогут заново найти эрогенные зоны и понять, в каких точках, вместо изменившейся и не чувствительной теперь груди, вы реагируете сильнее и ярче.
Бывает так, что из-за снижения уровня эстрогена появляется не только сухость, но и само влагалище сужается настолько, что секс без боли становится какой-то параллельной реальностью. У некоторых женщин также появляется вагинизм — это бессознательный спазм мышц влагалища и тазового дна. Проникновение становится не просто болезненным, а практически невозможным и без лечения тут не обойтись. Одним из пунктов в нём может быть даже расширение влагалища. Кстати, всё в тех же секс-шопах есть для этого красивые и приятные на ощупь тренажёры.
Бывают и другие моменты. Например, когда женщина уже готова, хочет и может, но мужчина попросту боится что-либо с ней делать, особенно прикасаться к груди, попросту боясь навредить. Врачи говорят, что, как правило, существенных ограничений по части прикосновений к груди нет. Что можно было до болезни, можно и после. Но важно, чтобы все реабилитационные процессы закончились. Занимать это может от 6 до 12 месяцев. А вот если есть склонность к местным воспалениям кожи, то с грудью действительно стоит быть понежнее.
Виктория: «У меня операция только предстоит, молодой человек сбежал, как только узнал, что грудь отрежут. Эксперимента ради знакомлюсь сейчас в интернете, общаюсь. 90% людей сразу в чёрный список запихивают или нарываюсь на агрессию. Есть вроде и те, кто жалость испытывает, даже помогают иногда (один как-то раз до больницы отвёз), но отношений заводить не собираются и не скрывают этого. Видимо, смотрят, оценивают, представляют ЭТО… Можно, конечно, найти мужчину, из очень второсортных, которым важны другие вещи, но я не хочу. Для меня секс пока не важен. Да и, зная отношение к своему телу, я думаю, что не смогу построить отношения после операции, но подумаю об этом потом».
Лина: «Конечно, после рака груди эти отношения ещё найти надо. По моей статистике, женщин, что сохранили семьи при наличии мужа — 75%, а тех, кто смог найти новые долговременные отношения — 5%».
«Эксперты по счастью» утверждают, что это самое человеческое счастье на 50% зависит от генетики, на 10% — от внешних обстоятельств, и на целых 40% — от наших убеждений, мыслей и действий. И личное счастье не исключение.
Психолог Маргарита Лопухина говорит, что отношения не зависят от наличия или отсутствия груди. «Конечно, очень обидно, больно и неприятно, когда некогда близкий человек «вскрывается» таким образом. Но это не говорит о том, что у вас не может быть счастливых отношений. Это говорит только о том, что вашему «бывшему» оказалось не по силам справиться с тем, как изменилось ваше тело. Есть категория людей, которые выбирают партнёра «по параметрам» и дают дёру, как только тот внешне меняется. Причём это может быть и набор веса женой после родов, и даже морщинки вокруг глаз… Если ваш молодой человек не прошёл «проверку боем» — ну что ж, спасибо ему, что не стал затягивать и своим уходом открыл в вашей жизни новые возможности для отношений. Найти, встретить «своего» человека, который будет дорожить вами и в болезни, и в старости, будет любить и ценить вас как личность и как прекрасную женщину (потому что любимая женщина всегда прекрасна, даже в 90 лет), — это непросто. Но шансов у вас прооперированной ровно столько же, как если бы вы были в идеальном теле с идеальными формами. У кого-то на это уходят годы жизни, и единого рецепта нет. Однако без уверенности в себе и спокойного достоинства не обойтись. Ведь, будучи неуверенными, мы становимся лёгкой добычей абьюзеров — тех людей, которые играют на человеческих слабостях и используют их в своих целях. Правда, уверенность в себе не появляется по волшебству, и уж конечно, она могла изрядно пострадать в послеоперационный период. Тут, как и телу, душе нужна реабилитация. Работа с психологом обязательно в этом поможет. Помните: мы ценны независимо от того, пользуемся ли мы «высоким спросом» у противоположного пола, или нет. А слишком отчаянные попытки во что бы то ни стало «наладить личную жизнь» могут привести к обратному эффекту. Позвольте себе период лёгких отношений без обязательств. Они могут быть не обязательно про секс: возможно, просто приятное времяпрепровождение в хорошей компании. Мужчинам они так же бывают важны, как и женщинам. И кто знает, в каких из них вы встретите того человека.
Ярослава: «Я не думаю, что без сисек я менее сексуальна. Наоборот, даже более, чем большинство дам не только моего, но и более молодого возраста. Не вижу проблемы. К тому же, куча красивого белья. Женщина с немытой головой, неухоженная, с отвислыми сиськами, ноющая и с вечно недовольным видом — прямо сама сексуальность, скажете? Сексуальность — это не сиськи, попа и внешность. Это ощущение собственного тела и своей ценности! Вообще, чего держаться за какие-то сиськи? Хочешь — сделай новые, красивые, не хочешь — ходи так. Тем более, у нас всё больше мужиков стали мальчиками увлекаться, но неудобняк вроде. А тут можно и ролевые игры устроить!»
Есть у вас грудь или нет, настоящая ли она, сделанная золотыми руками хирургов или вложенная в бюстгальтер, не важно. Главное, что делает вас желанной и привлекательной — это витальность. Перед ней бессильна и болезнь, и всякое уныние — оно прячется от такого жизнелюбия, как от солнечных лучей. Она же не позволит вам поддаться на попытки объективации (когда люди будут оценивать ваш «товарный вид»), не потерять осознание собственной ценности и не начать придираться к себе, находя для этого любой возможный повод. Подобная придирчивость может оказаться опасной. Такие женщины постоянно себя обесценивают, пытаются себя «исправить» диетами или тренажёрным залом, доводят себя до анорексии, реально наносят себе физические повреждения. Поэтому взращивайте витальность. Любовь к миру и себе, заботьтесь о своём теле и настроении, общайтесь с людьми, которые дорожат вами, делайте то, что для вас важно и ценно, в чём вы чувствуете драйв и кайф жизни — по мере своих возможностей. И поверьте, вы поймёте, что ваша болезнь разделила вашу жизнь на «до и после» весьма условно.