Тактика хирургического лечения РМЖ: есть ли влияние на качество жизни?

 5101 • 30.08.2022

Сопоставимая эффективность органосохраняющей операции с адъювантной лучевой терапией и радикальной мастэктомии уже не вызывает сомнений: они одинаково влияют на продолжительность жизни. Но теперь на первый план вышел вопрос о качестве жизни. Ученые из Онкологического центра им. М.Д. Андерсона попытались ответить на него в новом популяционном исследовании. Результаты опубликованы в JAMA Surgery.

Два варианта хирургического лечения пациенток с ранним (T1–3N0–1) раком молочной железы (РМЖ) – органосохраняющая операция с адъювантной лучевой терапией и радикальная мастэктомия – уже давно являются объектом сравнения. В первую очередь исследователей интересовало, конечно, влияние этих методов лечения на выживаемость. Еще в 1980-х годах были обнародованы первые результаты рандомизированных клинических исследований (1, 2), которые продемонстрировали, что органосохраняющая операция не уступает в эффективности радикальной мастэктомии у женщин с ранним РМЖ, т. е. является ее равноценной альтернативой. Позднее в журнале Lancet были опубликованы данные крупного популяционного исследования, результаты которого подтвердили: органосохраняющая операция в сочетании с лучевой терапией обеспечивает не меньшую 10-летнюю общую и специфичную для РМЖ выживаемость, чем радикальная мастэктомия. А в наблюдательном исследовании, включавшем 7565 пациенток с ранним РМЖ, результаты органосохраняющей операции с последующей лучевой терапией были даже лучше, чем результаты радикальной мастэктомии: были выше такие показатели, как частота достижения местного и отдаленного контроля и общая выживаемость. Это показало, что сравниваемые методы равноэффективны и в реальной клинической практике.

Довольно долго мастэктомия проводилась преимущественно у молодых пациенток. Вероятно, этому было несколько причин: во-первых, клинические исследования эффективности органосохраняющих операций не включали молодых женщин; во-вторых, РМЖ у молодых женщин чаще протекает более агрессивно; в-третьих, могли повлиять и предпочтения самих пациенток. Но совсем недавно, в 2022 году, были представлены результаты еще одного ретроспективного исследования, которое показало, что тип хирургического вмешательства не влияет на общую выживаемость. И в это исследование были включены пациентки моложе 40 лет (всего 591 женщина). Это продемонстрировало, что органосохраняющая операция может безопасно применяться и у молодых женщин.

Несмотря на то что органосохраняющая операция с последующей лучевой терапией произвела революцию в лечении раннего РМЖ и дает впечатляющие результаты, современные российские и зарубежные клинические рекомендации включают ее и радикальную мастэктомию как равноправные варианты хирургического лечения РМЖ. Оптимальный вариант в каждом конкретном случае врач должен выбрать с учетом факторов риска и предпочтений пациента.

Дальше – больше. После того как был решен вопрос об эффективности, исследователи задались следующим вопросом: как влияют эти методы уже на качество жизни пациентов.

Совсем недавно опубликованы результаты популяционного исследования Summer E. Hanson и соавторов, в котором оценивалось качество жизни после лечения РМЖ. В анализ были включены данные Техасского онкологического регистра о 647 пациентках с ранним РМЖ: 356 женщин перенесли органосохраняющую операции и адъювантную лучевую терапию, а 291 – мастэктомию с реконструкцией молочной железы.

Для сбора данных применялся международный лицензированный опросник BREAST-Q, разработанный A. Pusic и соавторами в Memorial Sloan-Kettering Cancer University в 2009 году, а также опросник EQ-5D-3L, представленный в 1990 году EuroQol Group. Первичной конечной точкой являлась удовлетворенность молочной железой, вторичными конечными точками – физическое благополучие, психосоциальное и сексуальное благополучие (по BREAST-Q), индекс состояния здоровья и наличие сожалений о выбранном методе лечения (по EQ-5D-3L). При анализе результатов исследования также учитывались такие факторы, как проведенное лечение в целом, возраст, раса и этническая принадлежность, которые могли оказать влияние на результаты.

Оказалось, что удовлетворенность молочными железами (размер эффекта 2,71; 95% ДИ от −2,45 до 7,88; p = 0,30) была сопоставима в двух группах, независимо от выбранной тактики хирургического лечения. Аналогичные результаты были получены и в отношении физического благополучия (размер эффекта −1,80; 95% ДИ от −5,65 до 2,05; p = 0,36).

Но при сравнении психосоциального и сексуального благополучия между группами выявлены статистически значимые различия. Уровень психосоциального благополучия (размер эффекта −8,61; 95% ДИ от −13,26 до −3,95; р < 0,001) и сексуального благополучия (размер эффекта −10,68; 95% ДИ от −16,60 до −4,76; р < 0,001) был ниже в группе женщин, которым выполнена мастэктомия с реконструкцией молочной железы.

При анализе индекса состояния здоровья и доли женщин, сожалеющих о выбранном методе лечения, статистически значимых различий не выявлено.

Исследователи отметили, что результаты их исследования могут помочь и врачу, и пациенту в выборе оптимального метода лечения.


Понравилась статья?
Поддержите нашу работу!
ToBeWell
Это социально-благотворительный проект, который работает за счет пожертвований неравнодушных граждан и наших партнеров
Подпишись на рассылку лучших статей
Будь в курсе всех событий

Актуальное

Главное

Партнеры

Все партнеры